Это, конечно же, очень нескромно, начинать рецензию с яканья, и все-таки поступлю именно что нескромно. С творчеством Многоточия у меня отношения как-то не складывались. На альбом их сайд-проекта Третий Путь я даже написал хамоватую и самодовольную рецензию в жанре "Я такой умный, а вот они-то нет", за что до сих пор стыдно. Позднее она была удалена с сайта. Предыдущий по хронологии релиз, проект "Fuckt#1", который по-хорошему стоило бы называть сборником дружественных Многоточию коллективов, цельного впечатления не произвел, да и не мог наверное – сборник есть сборник. А вот этот альбом я для себя отметил отдельно. Я не готов сказать, что мне он безоговорочно нравится, но его совершенно точно стоило слушать.
"За бесконечность времени" ставит точку в истории одного из самых оригинальных и одновременно – одного из самых востребованных коллективов в отечественном хип-хопе. Точка вышла какая-то... какая-то непохожая на предыдущие знаки препинания. Нет, совсем уж радикальной коррекции курса не произошло. Если не считать таковым изменение состава Многоточия и превращение их финального альбома в сольный проект Руставели. По всей видимости, с этим фактом и связаны все остальные перемены.
Многоточие и раньше-то не сильно стремилось адаптироваться под традиционный западный формат хип-хопа. Начиная с образа участников группы, совершенно русского – все эти кожаные куртки, туфли, брюки. Ну нормальная такая атрибутика средневзвешенного жителя России. Альбом "За бесконечность времени" еще сложнее рассматривать как собственно рэп-альбом. Это музыкально-поэтический проект с ощутимым влиянием русского рока и нерусского трип-хопа. От второго здесь мстительно мрачная атмосфера. От первого – музыкальная стилистика и социальная позиция.
Руставели настроен видеть плохое там, где другим чудится невыносимая легкость бытия. Впрочем, если слово "плохое" заменить на "реальное", то высказывание, кажется, чуть точнее будет отражать его позицию. "Ведь все уже идет к тому, что близок час / когда на этом черноземе не будет нас" – автора этих строк явно волнуют более глобальные вопросы, нежели создателей нетленных "будущие мамы, хвастайте телами" или "миллион долларов США – жизнь будет хороша". И если вы не привыкли смотреть на мир сквозь розовые очки, то должны признать, что перспектива изучения нашими детьми китайского языка не является чем-то из разряда научной фантастики.
Музыка Многоточия, возвращаясь к разговору о переменах, тоже зазвучала иначе. Она еще меньше, чем раньше, походит на современные хип-хоп-биты. Когда Руставели поет, то заставляет вспоминать Бутусова. У него тоже не очень сильный голос, и сходная манера исполнения – искренность рока и задушевность дворовой песни. Говоря о влияниях, "Мой город" - это какая-то реинкарнация группы Кино. А более въедливые знатоки рок-музыки указывают на наличие отсылов к творчеству таких групп как Doors, Ministry, Rage Against The Machine – не самый общий список.
В сфере построения стиха Руставели "старовер". Что означает – простая ритмическая структура, рифмуются только окончания строк. Такой распространенный в 90-х порядок сегодня принято считать допотопным и свидетельствующим о безыскусности МС. Хотя мне трудно представить, что Рустам Аляутдинов когда-либо мечтал о славе искусного МС. Я бы отметил другое, более важное - человеку есть что сказать. Это редкость в сегодняшнем рэпе. Да возможно и в отечественной музыке в целом.
В заключение оговорю – я бы не хотел, чтобы у вас сложилось мнение о безусловной стилистической безупречности данного альбома. Это никогда не было свойственно группе Многоточие. Вот и в настоящем альбоме есть на что указать пальцем – "вот это примитивно, а это банально". И все-таки "За бесконечность времени" – явление в нынешней культуре, еще более актуальное в эпоху духовного обнищания и всеобщего потреблядства. И не думаю, что здравомыслящий человек возьмется это оспаривать.