Как ни странно, это первое интервью с группой Nonamerz за три года знакомства. Как-то так сложилось, что раньше не получалось. Наверное, потому, что сложно записывать интервью, заранее зная, что ответы на большинство вопросов ты уже знаешь. Ну а тут настолько мощный информационный повод, пройти мимо которого просто нельзя. Долгожданный второй альбом. Вот о нем и поговорили, несмотря на присутствующего на студии Карандаша, который активно пытался нам помешать…

- Каким получился альбом Nonamerz, на ваш взгляд?
Доктор Андрей: Второй альбом более цельный, более собранный. Первый альбом был составлен из тех вещей, которые записывались в разные годы совершенно случайно. А на втором диске треки уже более-менее друг к другу подходят - это уже настоящий альбом.
Карандаш: Мне предыдущий альбом этой группы очень нравился. Мы его впервые слышали с Колдуном на автовокзале, встречая как раз вАрчуна. Я пропёрся тогда. А от этого альбома я уже ничего не жду. Он вышел так неожиданно, так внезапно и резко, что я даже не успел придумать еще, что я думаю по его поводу. А если серьезно, я просто услышу родные голоса Андрея, Дайма - и всё.
Дайм: Большая проблема в том, что для тех людей, которые слушали первый альбом (а я думаю, что слышали его все, кто слушают русский рэп), он был событием, как, впрочем, и почти все выходившие тогда диски, он был чем-то особенным, все знают и "Еще Один День", люди, которые посерьезнее относятся к хип-хопу, наверняка, запомнили "Только Для Сумасшедших", программную вещь, которая стала гимном определенного временного промежутка. И вот непонятно, чего эти люди ждут от нового альбома. Либо очередной части "ЕОД", либо юношеских размышлений о жизни, которыми был пропитан первый диск. И диск "Доктор И Дайм" четко очертит ту аудиторию, которая будет слушать нас дальше, потому что он совсем другой. И так получается, что люди не втыкают в биты, которые, на самом деле, достаточно современны. Кому-то не нравятся тексты, которые, на самом деле, простые, но эта та самая простота, которая очень сложно даётся. Намного проще написать какие-то образы, которые малопонятны и в которых каждый будет искать и находить что-то своё…
Карандаш: …а потом в интервью можно говорить о двойном, тройном дне каждой песни.

- А какой вы видите свою аудиторию после этого альбома?
Дайм: Мне очень нравится, как в Риге сформировал свою аудиторию Gustavo. Все долго ожидали его дебютный альбом, и у него была очень широкая аудитория - от малолетних фанатов до людей более взрослых, для которых это просто было событие. На втором альбоме у него повзрослела музыка, и тексты сместились в область персональных размышлений над какими-то конкретными вещами. И сейчас к нему на концерты приходит публика 23-26 лет, внимательно слушает каждый трек, обсуждают лирику потом - это очень приятно и интересно. Хотя от него отвернулись молодые поклонники, которые, видимо, недопоняли его. Вот хочется видеть и свою публику такой же: людей взрослых, которые понимают, что мы хотим сказать.
Кстати, мы не хотели сделать альбом для людей, которые не слушали раньше и не слушают сейчас хип-хоп. У нас идет рэпперское интро, потом тоже вполне рэпперская песня, понятная людям, которые знают нашу карьеру…
Доктор Андрей: Альбом получился классическим рэпперским. Он не клубный. Если посмотреть на то, что происходит в Америке за последний год, создается впечатление, что рэп становится клубной музыкой. И в то же время выходит альбом Jay-Z, Bun B - людей постарше - у них музыка не рассчитана на клубы, на ротации - максимум 1-2 подобных вещи. И когда мы писали этот альбом, у нас о рэпе было представление как о музыке, которая живет не в клубах, а все-таки на улицах, на домашних тусовках. Поэтому в контексте последнего года альбом звучит несовременно.
Дайм: В среде людей, которые слушают рэп, есть интересное расслоение. Есть люди, которые успевают послушать все последние релизы, отследить все тенденции развития хип-хопа. Они понимают, что русский рэп не догоняет, и по музыке, звуку, стилю сильно уступает Западу. Но при этом многие люди все равно ждут от русского рэпа чего-то старого, проверенного. То есть получается, что в клубе мы послушаем 50 Cent, а если рэп на русском, то он должен быть меланхолично-размывчатый, ни о чём, то есть, как в старые добрые годы.

- Меланхолично-размывчатый, говоришь? А какая тогда атмосфера на альбоме "Доктор и Дайм"?
Дайм: Знаешь, мне кажется, он получился все же несколько меланхоличным. Первые вещи, хоть и бэнгеры, достаточно медленные. Так что альбом получился вдумчивым. Но при этом он не грустный. Мы не стремились загрузить людей чем-то нереальным. В любой, даже самой серьезной теме, мы старались адекватно подойти к ситуации, не загонять себя и слушателя в тупики, с иронией или стёбом все-таки относиться к происходящему.

- Относительно иронии и стёба прочитал недавно забавную вещи, дескать, загоны про инопланетян испортили серьезную вещь "Близнецы-Братья"…
Дайм: Я не считаю, что у нас в треках достаточно спрятанная, секретная ирония. Но получается так, что это некий возрастной ценз, определенный тест на IQ. Будет большое количество людей, которые не поймут этот альбом. Причем они могут как восхищаться им в итоге, так и сказать, что это говно. В этом нет ничего страшного, по большому счету. Потому что мы работает для тех, кто поймет смысл. У нас же понятные песни. И нет ни одного трека, после которого можно спросить: "А о чем это вообще?".
Доктор Андрей: Рэп - часть массовой культуры, а относится к масс-культуре всерьез без иронии - просто глупо.

- Вам не очень важно, сколько людей поймут этот альбом?
Дайм: Наоборот, очень важно, и, конечно, хочется, чтобы как можно больше людей поняли наш диск. Но мы не можем сделать больше того, что мы уже сделали, записав его. Да, мы напишем статью, в которой будет несколько предложений по поводу каждой песни. Но я считаю, что мы написали песни на этот альбом именно такими, чтобы адекватный человек понял непосредственно message нашего творчества.

- Отзывы задевают?
Дайм: В Интернете - нет. Мне в первую очередь интересно знать мнение 20-30 людей, с которыми мы общаемся. К их мнению мы можем прислушаться. А отзывы в Интернете неинтересны. Потому что нет конкретных, адекватных вещей в критике. Люди пишут "альбом - говно" или "альбом - охуенный". И эти два слова описывают трехлетнюю работу над альбомом… Ни то, ни другое я не воспринимаю вообще.

- Как надо слушать ваш альбом?
Дайм: Берешь бутылку виски…
Карандаш: …разбиваешь о голову друга, садишься в тюрьму, проводишь там два года в размышлениях о жизни, потом выходишь - и только потом можно слушать этот альбом.
Доктор Андрей: У меня остались несколько старомодные представления о том, как люди слушают русский рэп. Это пошло еще со старого офиса RAP Recordz на Таганке. Сидит большая компания (от 5 до 20 человек), кто-то вместе с водкой-пивом-закуской приносит послушать что-то новое. В течение всего вечера это слушается, тут же обсуждается и разбирается. С тех пор такое представление осталось: рэп не слушают в одиночку, его слушают либо на больших концертах, которых сейчас практически нет, либо в больших компаниях.

- Вы сами будете давать слушать этот альбом своим знакомым, которые не слушают хип-хоп?
Дайм: Альбом получился нестыдным. Мои знакомые в основном все-таки в курсе моей музыкальной деятельности. Люди в основном с уважением относятся к этому, и я думаю, на альбоме есть вещи, которые способны понравится и неискушенному слушателю. Причем и тем, кто любит слушать мелодии, потому что музыка на альбоме у нас, не кривя душой, могу сказать, шикарная, и тем, кто решит послушать внимательно наши куплеты.
Доктор Андрей: А я не даю слушать свое творчество коллегам по работе, например. Хотя бы во избежание множества неадекватных вопросов, на которые я не люблю отвечать. "Когда вы это делаете?", "А у вас бывают концерты?", "А ты, что, играешь на гитаре?", "А как ты придумываешь тексты?" и т.д. В современной жизни достаточно много замкнутых сфер, которые друг с другом мало пересекаются, и это хорошо. Я не могу сказать, что я скрываю свое творчество, удаляю из Интернета все фотографии и всю информацию о себе, но с коллегами стараюсь не говорить об этом и обычно отмалчиваюсь при каких-то подобных вопросах.

- Биты современные - это ваше программное заявление в последнее время. Но ни для кого не секрет, что альбом записывался в 2004-2005 гг…
Доктор Андрей: Сейчас я бы, конечно, делал другие биты уже.
Дайм: Здесь можно рассмотреть две вещи. В западном хип-хопе, я согласен, каждые полгода достаточно кардинально меняется движение, и музыка становится совершенно другой. А в русском хип-хопе люди не поспевают за этим: дай бог, чтобы они сейчас научились делать самые первые треки Scott Storch, которые были еще на первом альбоме 50Cent, а это было 4 года назад все-таки. В России выходят только сейчас на этот уровень. Такие инструменталы, как на "Поднимаюсь Выше", не делает никто.

- Насчет Rick Ross. Почему он стал вдохновителем вашего творчества?
Карандаш: Nonamerz не имеют никакого отношения к творчеству Rick Ross. Я хоть и не слышал их альбом еще, но уверен, что там ни строчки про кокаин, дистрибьюцию Atlantic, Майами и ниггеров. Хастлерской тематики же нет там.
Дайм: Кстати, в ремиксе, который будет с участием Карандаша под тот минус, который идет в начале оригинального трека, мы и почитаем как раз про наркотики, Atlantic, негров и Майами.

- Какой смысл автомобиля на обложке?
Дайм: Альбом 78 года выпуска. Мы родились в 78 году. Автомобиль считается классическим в автопроме. И мы не обламываемся так называть свой альбом.

- Помнишь, у Лиги было в диссе на ШЕFFа: "Тачки чужие…" и т.д.
Дайм: Следующий вопрос.
Карандаш: Да у них и одежда там чужая, и минуса они чужие используют - у Rick Ross вон украли, и тексты небось перевели…
Доктор Андрей: На самом деле, если посмотреть на западных рэпперов, на их обложки, окажется, что результат будет примерно такие же.
Дайм: А все цепи DipSet принадлежат Jay-Z.

- Недавно прошла ваше презентация. Как оцениваете это мероприятие?
Дайм: Как встречу выпускников РР. Мы хотели, помимо большого концерта, в тёплой и дружеской обстановке встретить всех или практически всех, кто помогал нам в наших начинаниях за это долгое время. И нам это удалось. Тебе самому как? (одно из лучших и однозначно самое приятное мероприятие года - во многом как раз из-за дружеской обстановки, - X-Star)

- Перед выпуском этого альбома вы пошли на эксперимент - за неделю до официального релиза диск был доступен для платного скачивания. Есть ли уже первые результаты этого неординарного шага?
Дайм: Результаты есть - практика показала, что наши Интернет пользователи не готовы потратить сравнительно небольшие деньги за долгожданный альбом. Один из первых, оплативших альбом, был некий питерский юноша, умудрившийся оставить все свои координаты в электронной системе оплаты, а затем, сломав несложную защиту, вывесивший альбом на ряд сайтов. В целом, для профилактики подобных "венерических заболеваний" можно показательно отработать юношу в суде согласно договору между нами и фирмой-распространителем.

- За последние два года вы оба достаточно часто говорили, что подумываете о том, что надо завязывать с рэпом… В этом контексте вполне интригующе звучит трек "Последняя Песня". Что с вами будет дальше?
Дайм: Сейчас, например, активизируется работа над совместными песнями. С К.И.Т.ом, например.
Доктор Андрей: Я думаю, мы очень скоро запишем что-нибудь еще вдогонку. Есть уже несколько минусов. Третий альбом будет, причем, я думаю, он будет пободрее и попонятнее. Хочется сделать клубный альбом, потому что мы очень чутко реагируем на моду и свежие тенденции западной музыки. В последнее время в рэпе музыка качает уже с первых тактов - возникает такое настроение, естественное желание попробовать себя в этом стиле.

- А сольные альбомы все-таки отложили?
Дайм: У нас получается интересный симбиоз в работе. Нам интересен сам процесс совместного творчества: подбор минусов, обсуждение идей. Я не могу сказать, что у меня не хватит идей на сольный альбом, но сам процесс его записи доставит мне намного меньше удовольствия. Когда-нибудь, может быть, у меня будет много свободного времени и подобное настроение - и я подвигнусь на что-то подобное. Сейчас у меня такого желания просто нет. Намного интереснее мне сейчас попробовать оперативно записать третий альбом Nonamerz. А насчет соло - смотри, единственная моя сольная работа на альбоме "Ремонт" писалась в течение пяти лет. Ну какой мне после этого сольный альбом?
Доктор Андрей: Я считаю, что сольный альбом надо записывать, когда ты не можешь что-то выразить в творчестве группы. Нет никакой проблемы записать сольную песню, но я думаю, она не будет ничем отличаться от того, что мы можем записать вдвоем.
Дайм: Наоборот, интереснее общее творчество. На альбоме у нас есть несколько треков, в которых мы смотрим на одну и ту же проблему с разных сторон. По-моему, получается интересно.
Карандаш: На самом деле, просто недавно выяснилось, что они оба не прошли Rap Music, это сильно ударило по их самолюбию, и на планы сольных альбомов можно уже ставить крест.

- В русском рэпе получается очень интересная ситуация. Есть легендарные группы: Многоточие, Каста, ЮГ - их уже мало кто слушает, по большому счету, но о них помнят и любят в основном все-таки. Есть Bad Balance и одиозная личность Влада Валова, который равнодушным не оставляет никого. Какое место занимает Nonamerz на русской рэп-сцене?
Доктор Андрей: После песни "Еще Один День", я думаю, мы могли бы уже отдыхать и ничего не делать. Своё место мы уже заняли. Тут ситуацию можно сравнить с роком. Своё место в истории занимают первые 10 групп, которые первыми появились в этой стране. Нам повезло - мы успели к началу. На фуршете на тех, кто пришли к столикам первыми, потом весь вечер показывают пальцами и говорят: "Вот гады, мы же могли успеть съесть столько же, сколько они".