Пару месяцев назад самый пижонистый мужчина хип-хопа, стройный негр с холодным взглядом и розовыми портками, начал осваивать свой четвертый десяток лет на этой земле. Расскажем же, что он делал все предыдущее время...
Семьдесят шестого года рождения, Камерон Джилс провел всю юность на баскетбольных площадках Гарлема. Играл он хорошо, даже в колледж взяли. Потом, правда, выгнали за то, что их не очень способный в плане наук, зато спортивный ученик продавал наркотики своим же однокашникам. К этому прибавьте серьезную травму ноги, которая перечеркнула амбиции попасть в большой баскетбол. К счастью, его двоюродный брат Bloodshed и одноклассник Mase имели сильную склонность к музыке. Квартет "Children Of The Corn", в который вошли братья, Murda Mase и Big L, просуществовал недолго, пока Bloodshed не погиб в автокатастрофе. Спустя 4 года смерть, только уже от пули, настигла и Big L. Но пока это не случилось, оставшаяся троица очень неплохо устроилась сольно.
Big L влился в тусовку Fat Joe D.I.T.C. Crew, Mase подружился с тогда еще Puff Daddy и. освоившись в этой тусовке, потянул за собой Killa Cam. Джилс пришелся по нраву тогдашнему королю Нью-Йорка – Notorious B.I.G., но попал не на Bad Boy Entertainment, а к менеджеру Бигги - Lance "Un" Rivera на Rivera's Entertainment.
Там-то, в апреле 1998 и вышел дебют Cam’ron “Confessions of fire”, добившийся «золотого» статуса. Собственно, никаких откровений этот диск не нес – нормальная околоbadboy музыка. Хоть и указывал новоиспеченная звезда в своих учителях Kool G. Rap, Eazy E и Public Enemy, однако оказался немного жестче, чем сам Puffy, но не настолько богато звучащий, чтобы восхитить всех. А тут еще и незадача – Rivera’s Entertainment развалилась. Недолго думая, Cam принял предложение Epic Records.
“Sports, drugs and entertainment”, выпущенный в 2000-ом обозначил переход к более тяжелому звучанию, согласитесь "I live my life for thugs, I live my life for drugs, fuck everybody else" – это слова не мальчика, но мужа. Также там впервые появились друзья Кэма Jim Jones, Freeky Zeeky и юный талант Juelz Santana. Хит "What Means the World to You" помог снова околпачить полмиллиона американцев.
Killa Cam вовремя понял, что быть любимчиком широкой аудитории опасно для артиста, она как полюбит, так и разлюбит, а вот уважение улиц – валюта более надежная, хоть и курс у нее чуть ниже. Тем более что положение рэп-музыки крепчало на глазах. Вовремя почувствовавший конъюнктуру, рэппер последовательно стал создавать культ себя и своей шайки – Harlem Diplomats.
Рецепт стать объектом подражания по всему миру прост – будь по-настоящему крут. Cool as fuck. Если у тебя острый как бритва взор, если ты мягко двигаешься и не делаешь лишних движений, если ты настолько уверен в своей street credibility, что можешь носить розовые шмотки без малейшей возможности быть обвиненным в гомосексуализме – тогда у тебя есть все шансы. На руку сыграло и то, что Гарлем фактически не был представлен на рэп-сцене Америки. Одному Камрону бы не справиться, но туса еще вернее. Один крутой это хорошо, но ведь четверо крутых лучше! Freeky Zeeky исполнял роль плохиша, периодически отвлекаясь на отсидку, Jim Jones – рэппер с лицом торгаша, отвечал за back-mc’инг у Кэма и управление Diplomats Records, Juelz Santana, вероятно, самый интересный в Dipsets, это молодежь, которая пришла, чтобы убрать своей техникой и харизмой всех стариканов. А сам Джилс – за батьку. Все просто. Результат налицо – смелая мужская часть Америки переоделась в розовое. Dipsets даже попытались запатентовать за собой оттенок розового, но потерпели фиаско. Впрочем, и без бумажки этот цвет стойко ассоциировался с Cam’ron.
Крутым парням – крутой лейбл. Инертный, хотя и крупный, Epic не знал, как толком продвигать такой продукт. За это невоздержанный начальник Дипсетов начистил лицо парочке служащих лейбла. Плюс к этому, он перестал всячески сотрудничать с ними – не ходил на съемки, отказывался от радио эфиров. Поэтому, когда земляк Кэма Damon Dash, неплохо поднявшийся с Roc-A-Fella, предложил забрать шайку-лейку к себе, довольны были все. «Я знаю Damon Dash с детства. Мы оба из Гарлема, я видел, как он построил Roc-A-Fella из ничего". Дружба – дружбой, а табачок врозь, Розовая пантера выцыганил у Дэймона двухмиллионный контракт на свой подлейбл Diplomat Records.
На этой мажорной волне был выпущен самый успешный на сегодняшний день релиз Кэма – «Come Home With Me”. Помогли и штатный продюсер нового лейбла – Just Blaze, и коллеги Jay-Z, Beanie Sigel, Memphis Bleek, и подросший Juelz – треки “Oh Boy” и “Hey Ma” в его компании принесли первую и пока единственную «платину».
Спустя год вышел первый официальный релиз от Diplomats – “Diplomatic Immunity”, и все вроде было чудесно. Кэм даже называл Roc-A-Fella «лучшим местом для музыки, которую я пишу».
Тихой сапой Камрон строил свою империю. Для начала расширил тусовку Дипсетов, на сегодняшний момент ее состав таков: Jim Jones, Juelz Santana, 40 Cal, Freeky Zeeky, J.R. Writer, Sloop Jawn, Max B, Hell Rell, Tom Gist, Jay Bezel, Un Kasa и девушка Jha Jha. Микстейпами и поиском новых имен заправляет Duke Da God. Также есть европейское подразделение Dipsets в лице группы SAS.
От алкомагазина, которым заправляла мама Кэма, тусовка перешла к производству собственного сиропчика для любителей прибалдеть. Мы уже не раз писали о пристрастии преимущественно южных ребят к содержащим кодеин напиткам (изначально – лекарствам). "Sizzurp" – так называется разновидность жидкости, продвигаемая «дипломатами». А также, как и всякий порядочный (или непорядочный?) рэппер завел свою линию одежды под названием Vavoli. Шьет пижон Кэмерон не безразмерные спортивные штаны, а одежду «от кутюр», утверждая, что производство ее находится в Италии.
Клепая микстейпы, в которые никто особо не верил, «дипломаты» выпустили еще один официальный «Diplomatic Immunity 2», который хоть и не добился «золота», как первая часть, но еще более упрочил их славу стильных парней и сильных мс.
Тем временем, Cam’ron преподнес публике свой четвертый сольник «Purple Haze», который был записан рецензентом нашего сайта в «бездуховную музыку». Думаю, сам Кэм бы очень удивился такому определению, услышь его. Да, не госпел, не мантры. Но вполне современный американский рэп первого эшелона получился. И все-таки на фоне “Come Home With Me” смотрелся на порядок хуже, не помог и новый, фиолетовый цвет, введенный в моду Killa Cam с этой пластинкой.
Постепенно Кэмерон Джилс входил во вкус диктатора банановой республики. Для начала он приструнил своего бывшего дружка Mase за то, что этот рэппер-священник в интервью радиостанции Hot 97 обвинил его в долге размеров в 50 тысяч. Долг это, по утверждениям Мэйса висит за Кэмом аж с 1998-ого года за участие в "Horse and Carriage". За друга впрягся Jim Jones, быстро вспомнивший, что Ma$e а) без разрешения пихнул их в свою автобиографию; б) не заплатил за участие в его, Мэйса, туре. «И вообще», - сказал Джим. – «Мы Sizzurp boys, заработали четверть миллиарда, ты че, не слышал?». Сам главный «дипломат» обвинил Murda Mase в трусости. «Он не дотягивал до Гарлема. Боялся за свои бабки. Его друзей, Pop Lotti и Baby Mane, там завалили, вот он и свалил с района». Вербальная битва закончилась полной победой «дипломатического корпуса».
После этого инцидента Камрон щелкнул по носу и другу Джиму, дескать, когда-то тот был лишь его хайпмэном, а сейчас стал заведовать Diplomat Records, альбомы свои (и успешные притом) выпускать. Но милые бранятся – только тешатся, поэтому они вскоре помирились, а Джонс пошел даже на повышение, теперь он ответственный по поиску новых артистов на Warner Music.
В середине 2005-ого Cam’ron уходит с Roc-A-Fella. Банда Dipsets завоевывала все больше поклонников, сироп продавался на «ура», да и ушел Killa Cam не абы куда, а на Warner Music. Что примечательно, своего младшего дружка Джуелза не потянул за собой, тот так и числится под Jay-Z. Впрочем, тогда Cam’ron все валил на свое недовольство промоушном “Purple Haze”, желанием пересмотреть финансовые обязательства Roc-A-Fella и личными отношениями с боссом Island Def Jam Music Group, Antonio LA Reid.
Фиолетовые шубы, роскошный голубой «Lamborghini» не доводят до добра. 23-ьего октября Камрон возвращался после посещения клуба домой. Когда рэппер остановился перед светофором из рядом стоящего Ford Expedition вышел мужчина и начал пальбу. Две пули попали в руки Кэма, причем одна прошила и левую и правую, но он все же сумел уехать и добраться до госпиталя. А вот преследовавший его «Форд» сам стал объектом преследования полиции, но водителю и нападавшему удалось скрыться. Как выяснилось позже, нападавшие заинтересовались итальянской тачкой артиста, нечасто встречающейся в Нью-Йорке, и попросили поделиться автопромом. Спустя три месяца рэппер показал свои раны общественности.
Ну и, наконец, мы подошли к главному диссу этого года и, возможно, главной ошибке/удаче Кэмерона Джилса. В начале этого года он замахнулся на самую крупную (в прямом и переносном смысле) фигуру заокеанского рэпа, бывшего работодателя, соавтора своего трека «Welcome to New York City», на самого Шона Картера, известного всему миру как Jay-Z.
Между Jay-Z и Кэмом никогда не было особой дружбы. Да, Картер уважал талант своего нового артиста, да, будучи на Roc-A-Fella, артист с уважением относился к становящемуся все более могущественным начальнику. Но никаких братаний – Дипломаты были первоочереднее у одного и Roc La Familia у другого. Правда, не добавило радости Кэму то, что желание Дэша сделать его вице-президентом лейбла (после успеха “Come Home With Me”) было на корню пресечено Jay-Z. Плюс к этому вспомните песню Джиги “I.Z.Z.O.”. Замечательный минус этого трека сочинил Kanye West и был очень рад, когда Killa Cam прибрал его себе. От добра добра не ищут, но вот незадача – музыка пришлась по душе и Jay-Z. Недавно перебравшийся на Roc из Чикаго Вест долго не думал, да и не мог – отдал минус ему. Такие случаи не способствуют теплым отношениям, но, правда, к войне тоже могут не привести при маломальском воспитании.
Выстрел первый – трек "You Got To Love It". В семь минут Cam’ron уложил 5 обвинений в сторону Джигги. Туда вошло и предательство Dame Dash’а, и захват Rocawear, и прочие мелочи вроде того, что Дэшу не досталось ни одного толкового артиста, что Jay-Z старый, уродливый и плохо одевается.
Умный Шон Картер поступил лучшим образом – ничего не ответил. Просто проигнорировал. Представители его пресс-службы была уверены, что он непременно сочинит что-то эпохальное в ответ, но начальник оказался прозорливее. "Думаю, очевидно, что он (Cam’ron) делает это только ради шумихи. Это его погубит, поэтому не считаю необходимым предпринимать что-либо сейчас".
Выстрел второй – трек "Swagger Jacker". Его Killa Cam подготовил более основательно. Он и dj Dat перетрясли все песни Jay-Z на предмет заимствований у других мс. По мнению обвинителей, он крал строчки у всех: Slick Rick, Notorious B.I.G., Snoop Dogg, 2pac, Big Daddy Kane, Rakim, Big L и даже у когда-то своего врага Nas. Трек построен следующим образом – сначала идет фрагмент песни рэппера, у которого якобы украдены строчки, а затем, для примера, строчки Картера. Но и это серьезное обвинение вылетело в трубу, Джига сказал, что как артист он бы ответил, но как человек умный и бизнесмен не будет помогать Камрону в промо.
Выстрел третий – пресс-конференция. Формально повод у нее другой был – обвинение Кэма в ношении незарегистрированного оружия и вероятность посещения тюрьмы в связи с этим. Но всех интересовало, конечно, не это, а что же новенького про бывшего патрона расскажет потенциальный уголовник. Рассказал он о том, что ему не жалко 100 000 штрафа, который он уплатит за плохие слова о Roc-A-Fella (это было оговорено в договоре о его уходе с лейбла). Не забыл он и рэппершу Charli Baltimore, с которой у Джиги была любовь, и много всяких мелочей. Мимо. Объект словесных нападок даже не прореагировал.
Выстрел четвертый – клип "Like It Or Not/Wet Wipes". Глумливый донельзя, бьющий ниже пояса. Jay-Z там сыграл комик Джимми Уокер, губастый обладатель помятого лица клоуна, а его подругу Beyonce – дама с внешностью недорогой проститутки. Реакция Картера пока неизвестна.
Пока все это напоминает картину, где оголтелый футболист забивает гол за голом, но в пустые ворота. А вратарь тем временем сидит на скамеечке и покуривает. Вполне возможно, что он скоро встанет и треснет форварда скамейкой насмерть.
Спасти от этого Кэмерона Джилса может только выстрел пятый – альбом “Killa Season”, выход которого назначен на 16 мая. И Розовая Пантера не имеет права на промах.
Дискография:
Confessions of Fire/ 1998/ Rivera's Entertainment
S.D.E./ 2000/ Epic Records
Come Home With Me/ 2002/ Roc-A-Fella
Purple Haze/ 2004/ Roc-A-Fella
Руслан Муннибаев