Уже с десяток лет мы наблюдаем эволюцию этого mc. Мальчишка Nasty Nas, философ Nas, криминальный делец Nas Escobar, пророк Nastradamus и даже Nasir Jones God`s Son (т.е. Сын Господа). Мы то знаем, чей он сын - джазовый трубач Olu Dara может гордиться своим отпрыском, сумевшим в обстановке типичного нью-йоркского гетто (согласитесь, мало похожей на оранжерею для молодых талантов) вырасти в легенду хип-хопа.
Первыми заметными шагами Наса было участие в проекте Main Source в 1991. Large Professor, продюсер этой группы, обратил внимание на 17-летнего паренька и пригласил его поучаствовать в записи трека "Live At The Barbeque". Nas стал что называется "широко известным в узких кругах". На этой волне его приглашают записать песню в саундтрек фильма Zebrahead. Получившийся трек "Halflife" стал заглавным в саундтреке. Все эти скромные, но очевидные успехи молодого mc вызвали интерес со стороны солидного лейбла Columbia Records. Менеджеры компании осознали, что в их руки попал алмаз, еще не подвергавшийся огранке. И при надлежащем с ним обращении он способен засиять в полном блеске. Что в общем-то и произошло после выхода в 94 году дебютного альбома "Illmatic".
"Illmatic"
Я прошерстил немало источников - и почти все словно сговорившись называют “Illmatic” "классическим дебютом Nas'a". Классика есть нечто незыблемое, независящее от моды и неподвластное времени. О том чтобы записать пластинку с таким статусом многие только мечтают. Nas сумел это сделать.
Славно потрудились такие уважаемые продюсеры как Large Professor, Pete Rock, DJ Premier (Gang Starr) и Q-Tip (A Tribe Called Quest). Свое дело они знали, Nas тоже не сплоховал, в результате - ни единой проходной темы. Всего 10 треков, но ведь бриллиант, легендарный альбом 90-х, чье место в сокровищнице хип-хопа не подлежит сомнению.
В чем была сила Наса? В первую очередь, в том что он был своим для аудитории. Ведь темы песен Нас нашел на улицах Квинсбриджа, здесь же он встретил и своих персонажей, главных и второстепенных героев. При этом, описывая суровые будни гетто (а кто, скажите, в Америке обошел стороной эту тему?), Нас оставался оригинальным и неподражаемым. Он не мифологизировал гангстеров, он равнодушен к их показному блеску и уголовной романтике. Нас называл вещи своими именами, и если видел на улице грязь, нищету и безысходность, то говорил об этом честно, не приукрашивая и не сгущая черных красок. При этом, рассуждения не по годам зрелые (а в момент записи альбома ему всего 20!), и полный порядок с литературной составляющей: вкус, слог, мысль, эрудиция - все при нем. Он не раз блеснул умением завернуть сюжет, каким не побрезговали бы голливудские сценаристы. Но если у киношников для его реализации есть полтора часа времени и широкий набор средств современной киноиндустрии, то в арсенале Наса голос, мысли, музыка и четыре минуты времени - поди уложись.
Дебютный альбом Nas'a "Illmatic" - это одно концептуальное полотно, единый уличный эпос. Отчаяние "NY State of Mind", грув "Represent", замысловатый сторителлинг "Memory Lane", несокрушимая вера в лучшее "World Is Yours" - из разрозненных стекляшек Нас выкладывал фантастической красоты мозаику. Невероятно, но успех Наса стал и его проклятьем. Отныне каждый следующий альбом был обречен на сравнения с "Illmatic", и хоть немного, но проигрывал в этом импровизированном споре.
"It Was Writtten"
Следующий альбом "It Was Writtten" Нас записывал, греясь в лучах всеобщего признания. В его адрес было произнесено столько похвалы, что усомниться в крайне благоприятном коммерческом исходе проекта было просто невозможно. Это сулило и некоторые изменения в стилистике второго альбома, ведь за дело взялся известный импресарио Стив Стаут, думавший не столько о почетном звании лучшего поэта в рэпе для своего подопечного, сколько о цифрах, которые будут обозначены в отчетах о продажах. Суровый "премьеровский" и "питроковский" саунд, по которому так легко узнать "Illmatic", уступал место более слащавой продукцией от Dr.Dre и Trackmasters. Ориентация на более широкий круг слушателей делала свое дело. Выяснилось, что вовсе не Пафф Дэдди обладает патентом на идею трансформации европопхитов в рэп-боевики. Хит "Street Dreams" сваяли из трека "Sweet Dreams" группы Eurythmics. А из композиции ветерана Kurtis Blow, подтянув очаровашку Лорин Хилл, удалось сделать главный боевик на альбоме - "If I Ruled The World (Imagine That)". Пожалуй, второй альбом постарались сделать чуть "повкуснее" для массового потребителя. И не прогадали первого места в чарте Биллборда он достиг без особого труда.
Тенденция становилась все более ярко выраженной: на следующих дисках звучание вплотную приблизилось к мэйнстриму.
"I Am... The Autobiography" и "Nastradamus"
После выхода "It Was Writtten" Nas взял продолжительную паузу - почти на три года. Так что следующий альбом стал о-о-очень ожидаемым! В какой-то степени ожидание оправдалось - в 1999, Nas дал поклонникам сразу два альбома, выпустив их с мизерным интервалом в полгода. Наивно было бы ожидать от этих работ той же чистоты, страсти и искренности, что и на первых двух альбомах. Как никак, прошел солидный срок, человек повзрослел, изменился образ жизни и круг общения. Но публика то ждала новый "Illmatic"…
Третий альбом великолепно продавался. Всего две недели потребовалось, чтобы достичь черты 700 000 копий. Горячие хиты "Nas Is Like" и "Hate Me Now" делали свое дело. Однако здесь признаки заболевания заметны даже неспециалисту. Симптомы таковы: стремление к коммерческому звучанию, привлечение таких лиц как Тимбалэнд (бесспорно, более чем достойный музыкант, но то что звучит здорово на альбоме Мисси, вряд ли будет подходящим товаром для Наса), заигрывание с модой, утрата собственного я, размывание стиля. Nas проявил непростительную для артиста такого уровня неразборчивость.
На "I Am..." он даже записал трек "Hate Me Now" с Пафф Дэдди, а ведь более противоречивую парочку трудно и вообразить: философ Nas и фигляр Паффи, во главу угла ставящий внешний эффект. Кстати, за клип "Hate Me Now" менеджер Наса, Стив Стаут был нещадно бит горячим джигитом Пафф Дэдди. При этом потерпевшему, говоря языком милицейских протоколов, были нанесены множественные удары телефоном, стулом и бутылкой. Вспышка гнева Паффи была вызвана несовпадением его и Стива взглядов на видеоряд клипа "Hate Me Now" (Паффи видел себя в роли Черного Иисуса, а его обламали...). Вот они, акулы шоу-биза в своем истинном обличии!
Осенью 1999 вышел "Nastradamus" - самый слабый альбом Наса. Он неплохо распродавался, но происходило это больше по инерции. Выше седьмого места в чарте он так и не поднялся. И это был уже не первый провал Наса. Амбициозный проект The Firm, в котором помимо Наса были задействованы AZ, Foxy Brown, Trackmasters и Dr.Dre, не снискал лавров. Выпуск в 2000 невнятной компиляции "QB Finest" только усугубил дело.
Конец 90-х можно назвать черной полосой Nas'a. Альбомы здорово раскупались, но представляли собой лишь тень того Наса, который покорил Америку от побережья до побережья. И все усиливались разговоры об "уличном поэте, которого мы потеряли".
Поправить сложившееся положение был призван пятый альбом Nas'a "Stillmatic". Фоном для этой пластинки стала развязавшаяся словесная пикировка между Nas и Jay-Z.
Кто в Нью-Йорке главный?
Это было нечто вроде европейской войны за испанское наследство. Кто наследники думаю и так понятно, а вот что делят? Да звание короля Нью-Йорка, освободившееся, после того как корона скатилась с головы погибшего Ноториуса. Начал все Джей-Зи, во время своих концертов неоднократно атаковавший Наса язвительными насмешками. Реакция Наса прозвучала на микстейпе "Stillmatic", содержавшем не вошедшие в альбом треки. Ответ Джигги последовал на альбоме "Blueprint" - трек "Takeover" задавал настроение альбома. Единственное, чем занимается на этом треке Джей, это пытается побольнее пнуть раненого льва. Nas услышал о себе много всякого, в том числе, что 4 альбома за 10 лет это маловато, что по-настоящему хорош из них лишь "Illmatic", и что продаются они не бог весть как (у Джея-то никогда не было проблем с плодовитостью: альбом в год выскакивал как пирожок из печки). Были там и упреки в полной профнепригодности, и просто упражнения в сквернословии. Но наверное самое обидное: фраза "…you know who did you know what with you know who but just keep that between me and you for now". В этой шифрограмме ("ты знаешь кто, делал ты знаешь что, ты знаешь с кем, но пусть это останется между нами") выставлялся на всеобщее обозрение намек на отношения между Джеем и женщиной Наса.
Ответ Nas'a, трек "Ether" с альбома "Stillmatic" отличается позицией "Сопляк, ты рос на моих глазах, учился у меня, а теперь вдруг вздумал грубить мне, с чего бы это?" и содержит ряд занятных моментов. В частности, Нас смешно превращает имя Джей-Зи в Гей-Зи, а название его лейбла - в Cockafella (типа, Хренофелла), насмехается над Джеем и Дэймом Дэшем ("А, я понял, ты Бигги, а он Паффи"), обвиняет Джиггу во вторичности ("Сколько рифм Бигги извергли твои жирные губы?") ну, и по-простецки кроет матерком по поводу и без. В общем-то, все прошло довольно весело и сыграло свою позитивную роль в увеличении спроса на альбомы обоих оппонентов, если не вспоминать, что такие словесные перепалки порой превращаются в перестрелки.
"Stillmatic"
Не зря в названии прослеживаются параллели с дебютом: люди упорно хотели еще один “Illmatic”, а возможность Nas'a дать им это вызывала серьезные сомнения. Людям свойственно с годами меняться, а артистам - еще в большей степени. И второй раз войти в одну и ту же воду может быть и возможно, но нужно ли?
На интро Nas расставляет точки над "I", заявляя - ребята, я не пытаюсь сделать еще один "Illmatic". Нас просто записал крепкий альбом, так необходимый ему после провального "Nastradamus". Продюсерами на этом диске выступили как ребята помоложе-помоднее (Megahertz, Swizz Beatz), так и те, от которых Нас уже никуда не денется, разделившие с ним успех еще первого альбома Large Professor и DJ Premier. К лучшим трекам можно отнести "Got Ur Self A...", вышеупомянутый "Ether" и "One Mic", клип на который был номинирован на Видео Года на церемонии вручения призов MTV Video Music Awards. Однако, при относительном успехе, "Stillmatic" все же не давал Насу оснований снова называться лучшим и с пафосом провозглашать: "Who's the best? Pac, Nas and Big".
ТОО "Убийство"
Еще один сомнительный шаг, который чуть было не совершил Нас, это его несостоявшееся присоединение к лагерю Murder Inc, известному своими звездами Ja Rule и Ashanti. Управляющий лейбла Irv Gotti уже громогласно объявил о прибавлении в их команде, но в последний момент Nas передумал. Возможно сыграло свою роль более чем пристальное внимание к делам Murder Inc. со стороны Федерального Бюро Расследований, обвинявшим лейбл в тесных связях с крупнейшим наркоторговцем 80-х Кеннетом "Supreme" Макгрифом. Так или иначе, Нас соскочил, оставив Gotti в недоумении.
В интервью для "The Source" Gotti заявил следующее: "Не хочу, чтобы думали, что мы с Насом ненавидим друг друга. Он мой брат, он мне нравится. Но вот что я скажу: он просил помощи и поддержки. Он хотел стать членом семьи. У нас происходили переговоры... А потом он просто... Не знаю... Я не знаю, что случилось. Я не знаю. Он просто исчез. Мы вместе делали "The Pledge", а потом он пропал. Такое ощущение, что он получил то, чего хотел, а потом исчез. Он странный парень, но я думаю, его это не волнует".
"God`s Son"
В конце 2002 вышел самый удачный после "Illmatic" и наиболее личный альбом Наса (не зря он подписан не очередным цветастым псевдонимом, а его настоящим именем Насир Джонс). За неделю до релиза Нас говорил о содержимом новом альбоме: "Узнайте мою семью, мою жизнь, мой мир и узнайте, как я смотрю на состояние хип-хопа". Отличные продюсеры: Alicia Keys, Salaam Remi, Alchemist. А в треке "Cross" над музыкой потрудился Эминем. Хитов очень много - к таким можно отнести и "Get Down", которым стартует альбом, и лид-сингл "Made You Look", и "Thugz Mansion", акустическую версию совместного трека с 2Рас. Хороша вещь "I Can" с детским хором. Nas пытается внушить детям, как важно не бояться следовать своим мечтам. В припеве они поют "I know I can be what I wanna be". Классный трек "Warrior Song" с быстрым битом, романтической басовой темой и чертовски приятным вокалом Алишии Кейс. В написании "Mastermind" и "Made You Look" поучаствовал отец Наса, а заключительные треки "Dance" и "Heaven", посвящены Энн Джонс, матери Nas'a, умершей незадолго до выхода альбома.
"God`s Son" снимает вопросы даже у завзятых скептиков. Nas в отличной форме. Его стиль проверен временем, техника отточена. Пожалуй, корона все же достанется кому-то другому, но второго Nas'a, человека близкого по поэтическому дару пока что на горизонте не видно.
В 2004 году исполняется 10 лет со дня выхода "Illmatic". В 2004 году исполняется 30 лет Насу. В 2004 году мы ждем его новый альбом "Street Disciple".
Обещают двойной альбом! Релиз назначили на 2 июля. Но впоследствии, дата выхода пластинки была перенесена на 14 сентября, день рождения Nas'a. Сейчас Nas и его менеджмент заняты непростым, но увлекательным занятием - решают, какие из 40 треков оставить в "Street Disciple". "Street disciple", уличный апостол - так он называл себя в том самом треке Main Source “Live At The Barbeque”, давшем старт его карьере. Намек ли это, что на диске будет "старый добрый Нас начала 90-х"? Пожалуй, больше похоже на подведение итогов. Неужели в полку рэпперов прибавляется пенсионеров ? Не хотелось бы, но все точки расставит только релиз. Ждать осталось не долго.
Дискография:
1994 Illmatic
1996 It Was Written
1999 I Am... The Autobiography
1999 Nastradamus
2001 Stillmatic
2002 God`s Son
2004 llmatic: 10th Anniversary Platinum Edition
2004 Street`s Disciple
Компиляции:
2000 QB Finest
2002 The Best of Nas
2002 The Lost Tapes
Андрей Никитин