О стиле.
Многие обыватели, которые к рэпу не имеют никакого отношения, спрашивают: “а почему рэп почти на 100% берется из западной культуры?” Ну это же смешно, хотя и правда… потому что в нашей стране действительно практически весь рэп скопирован. Очень немного самобытных, индивидуальных исполнителей. Это, наверное, самая большая проблема в нашей музыке. Русский рэп в мире не котируется, потому что у нас нет своего собственного стиля, который был бы узнаваем. У нас ведь делают правильно, хорошо музыку только около 20ти исполнителей. Остальные – это просто люди, которые в один прекрасный момент поняли, что рэп - это музыка, которая не требует никаких особенных природных умений… вокальных данных, например… Ведь можно просто за часик написать электронную музыку, что-то на нее накричать – и ты уже музыкант.
Надо по своему ментальному признаку ставить музыку. Не заимствовать каких-то массовых негритянских фишек. Нужно знать историю – но ее нужно только почитать, нельзя перенимать много. Может, какие-то отдельные вещи – да, но не в целом. А то выходит множество альбомов, где все скопировано откуда-то. Но слушатель настолько необразован, что он это съедает. По сути дела, очень много плохой музыки сейчас популярно…

О мейнстриме и андеграунде.
Вот вначале рэп был, как и панк – самые свободные культуры. Они не имели никаких рамок, потому что они несли не столько музыкальный, сколько социальный характер. А уже сейчас это все стало шоу-бизнесом. И теперь все вешают бирки, ярлыки. Каких только нет этих бирок! Самые известные – это “мейнстрим” и “андеграунд”. Если в России вообще брать, то у нас нет никакого мейнстрима, весь рэп в андеграунде. Помимо разве что только Децла, и отчасти Касты, причем первый мелькает везде, он делает то, что ему нравится и делает правильно. А вообще, в принципе, мейнстрим, андеграунд – это отношение просто к музыке. Вот когда человек что-то создает, он как бы передает напрямую то, что внутри у него творится. Как правило, искренность бесформенна и груба. А когда человек хочет что-то делать такое, чтобы нравилось всем – он уже подбирает более мягкие слова и мотивы, более доступные массам.

О слушателе.
Давайте возьмем контингент слушателя в нашей стране. В основном это люди, которые в один прекрасный момент перерастают музыку, и перестают ей всерьез увлекаться – потому что это был просто фон, ритм какой-то молодежный. Это плохо на самом деле. Очень редко у нас встретишь взрослого человека, который хорошо разбирается в разной музыке и хорошо ее понимает. А вот за границей такие люди встречаются очень часто.
И еще что обидно… Я сейчас не хочу никакие возрастные категории оскорблять… Но обидно и плохо, что рэп у нас в основном слушают очень молодые люди – лет по 13, к примеру. Почему? Потому что я вспоминаю, как мы выступали в других городах. Мы там были хедлайнерами – это очень почетно, это люди, которые выступают в самом конце, это коллективы, которые имеют неоспоримый уровень или же приглашены в качестве гостей. Допустим, в клубе было 400 человек, а осталось к концу только тех 100-150, которым это или надо, или которые физически могут как-то остаться. Маленьким детям: ой, трамваи перестают ходить – все, убежали. Они не видят может быть чего-то лучшего, хорошего. На разогрев посмотреть и убежать – вот счастье… Вот это обидно – когда ты выходишь на сцену, и народу почти нет.

О рэп-движении
Изначально во всем мире была единая хип-хоп культура. У нас ее нет, все по отдельности. Нет общего движения, нет того, что объединяло бы людей. Брейкер – он слушает свою музыку В школе диджеинга ты идешь учиться хип-хопу – там научат хип-хопу. Ты подумаешь: нет, нужно делать что-то дискотечное, кислоту, к примеру… У нас все расслаивается, разветвляется – это неправильно. И несмотря на то, что на музыку, как таковую это не влияет, факт остается фактом.

О СМИ.
Единственный наверное источник образования для поклонников нашего музыкального направления – это вот Интернет. А остальные СМИ о рэпе не говорят. Или выпускают какие-нибудь трехлистные журнальчики – и в них такой просто ужас, смех да и только. Рэп превращают в шутку, клоунаду, читаешь – аж противно. И с телевидением то же самое.

О востребованности.
Я помню, зайдешь раньше в магазин: есть пара дисков каких-то определенных, мало-мальски раскрученных, групп. Сейчас приходишь – огромный выбор. Конечно, большой процент плохой музыки, некачественной, так скажем. Но ведь все равно выбор есть – это уже хорошо! То есть рэп становится востребованным. Если магазины-дистрибьюторы заказывают, значит, что-то происходит, есть какое-то движение.

Об альбомах.
В первую очередь качество музыки должно быть. Грамотный подход к музыке - это как минимум процентов 70 успеха. Плюс конечно концепция по тематике. Альбом – это не просто груда треков, записанных в разное время в разных ситуациях. Они должны быть хоть как-то косвенно, но связаны между собой. И еще альбом должен быть свежим. Вот конкретно какой-то период в жизни у человека происходит, когда он плотно чем-то занимается, когда какое-то конкретное настроение преобладает. Вот когда выпуск альбома растягивается на долгое время, темы, которые были написаны ранее, уже не сочетаются с теми, которые написаны намного позднее – потому что человек с каждым новым днем, месяцем понимает что-то новое, воспринимает что-то по-иному, а когда проходят годы, то и вовсе разница в тематике очевидна. Это не в смысле, что альбом надо выпускать на скорую руку – ни в коем случае! Но не должно быть больших промежутков.

О тематике.
Вот многие говорят: не модно, не актуально писать песни о любви – это сейчас считается чуть ли не пошлым. Неактуально писать о каких-то там уличных проблемах, о социальных факторах… Так говорят. Но на самом деле любая тема имеет право на жизнь. Главное – насколько ты можешь красочно ее передать. Ведь у каждого явления в нашей жизни – сотни, миллионы граней…

О диссах.
Если человек постоянно пишет диссы на всех, это не значит, что он всех считает идиотами, неет!! :) Когда-то это был грамотный пиар, грамотнейший пиар… Вот никогда не забуду, как это все начиналось с Молодого. Образно говоря, он просто все, что двигалось… он ну все опускал! И он это делал красиво, это было интересно, все слушали и улыбались. Просто, чтобы написать хороший дисс, должен у исполнителя характер быть в хорошем смысле слова – гадким. Но все, что делают сейчас – это уже не модно, неинтересно и непопулярно. Вот если мы опять углубимся в историю нашей любимой музыки, мы поймем, что рэп изначально – это и есть диссы. Молодые люди выходили на улицу и оскорбляли друг друга. Рэп был таким. Но зачем это все переносить на сегодняшнее время? Для меня это, честно говоря, ребячество.

Dest [Dead Poets], при участии Китаны (aka Lil’Kitt)