Lil’Kitt: Для начала расскажи о самом проекте, что он из себя представляет.
Don Schwab: Сейчас в русском рэпе полная каша творится. Грубо говоря, сейчас каждый школьник пытается сделать рэп-группу. Сейчас каждый второй считает, что он может читать рэп. В рэп очень легко попасть. И когда мы говорим о каком-то проекте, мы говорим прежде всего о людях – об исполнителях и об их продюсерах. И сразу нам становится понятно, кто перед нами, и какие цели у них. Что касается нас, то начнем с названия…
Lil’Kitt: Про это поподробнее…
Don Schwab: Реально в России люди не очень креативные по названиям. Ну че это за название, там Грани, че это за название NTL, Смоки Мо, Krec.. Вот ты кому-нибудь скажи на улице: ты слушаешь Krec? Вот он скажет: что??
Бонано Клика как название произошло.. Я лежал, смотрел телевизор. И вдруг диктор произносит смачно слово “Бонано”. Вот, я падаю с дивана…
Кошак: Не так было!
Lil’Kitt: А как?
Кошак: Мы с Андрюшей сидели на диване и смотрели НТВ. И по криминальным новостям показывали сводку, как.. где, в Сицилии?
Don Schwab: Какой Сицилии, в Америке!
Кошак: В Америке, да, точно.
Don Schwab: Арестовали или убили кого-то, похоронили… Короче, я услышал слово “Бонано”, и я понял…
Кошак: Бонано мафия.
Don Schwab: Я понял, что это пиздец а не название, что это охуенно, это цепляет. Дальше мы сели, придумали, что Бонано – хорошо, но надо че-то добавить. И придумали слово клика, потому что в европейской рэп-культуре…
Lil’Kitt: …клика обозначает клан…
Don Schwab: Да, вот например есть в Германии Mongo Clique, есть La Cliqua во Франции. Это рэпперы используют, это заебись. И Бонано исторически – это сейчас самая известная в Америке группировка мафиозная итальянского происхождения. О ней много ходит слухов, легенд, снят фильм, написаны книжки.
Lil’Kitt: А вот такой вопрос… Вы не думали, что банан ассоциируется с фаллическим символом?
Don Schwab: Конечно думали, и я думаю, это заебись. Ассоциируется с хуем!
Lil’Kitt: И все вас называют “бананами”.
Don Schwab: Нет, а на самом деле у этой группировки была та же проблема. Был Джо Бонано. И всех представителей этой группировки называли “Bananas”. Я знал на что я иду, я прекрасно понимал, что люди будут говорить. Но тут есть некий психологический механизм. Не “банана”, а “бОнано”. Это как бы рушит немножко психику. Слово, написанное с ошибками запомнится лучше, чем слово написанное правильно. И в принципе реально название охуительное – потому что оно яркое. Не какая-то там аббревиатурка жалкая или какой-то пафос. Просто Бонано Клика. Пусть называют бананами, апельсинами, арбузами – это неважно.

Lil’Kitt: Ты расскажи еще историю названия, потому что люди этого не знают…
Don Schwab: Сама история… В Америке, это еще со времен гангстерских войн 30х годов, был такой Джозеф Бонано. Были его сыновья – дальше Билл Бонано был. Это как ьбы семейная группировка. Они держали в страхе Америку. Потом Джо Бонано написал мемуары, чем удивил криминальный мир. И по этой книжке можно много сказать. У них был девиз – “Сплоченные честью”. То есть это достаточно одиозная группировка, я считаю что в честь нее можно назвать группу. Потому что это реальная, пафосная, культурная группировка с законами, с кодексом чести. Почему наше название к мафии имеет отношение – ну, мафия даже у простого человека вызывает какие-то романтические эмоции. Это не значит что мы имеем какое-то отношение к мафии, просто мы люди культурные и чтим историю других стран. Это очень все романтично, очень красиво. Неважно, стреляют они или взятки дают, или там мирным путем решают вопросы, неважно, кто они. Просто это красивая история.

Lil’Kitt: Расскажи об участниках группы.
Don Schwab: Я скажу, что у нас лишних людей не бывает в команде, и все люди проверены годами. Во многих группах есть такая проблема – текучий состав. У нас люди подобраны так, что больше никого не надо. Даже когда мы записывали альбом и был вопрос о фичерингах, выяснилось, что даже если кого-то вставлять – просто места нету на треке. Потому что каждый МС у нас – это отдельная совершенно песня. У него свой стиль, свое рэпперское мировоззрение, свой тембр голоса, своя школа считки. И за счет этого создается такая полная картина. Нет такого, что мы друг у друга перенимаем фишки. Каждый стоит особняком. Но когда мы собираемся вместе – мы примерно представляем, че мы хотим сделать, ну и как-то подгоняем стиль индивидуальный под общие тенденции. Крем изначально был у нас специалист по любовной лирике. Песню “Любовь без взаимности” он написал, песня “Анна” у него была. Но выяснилось потом, что в Креме есть талант читать и репрезенты, и веселые темы. То есть раскрыться МС может каждый и амплуа такого нет, что кто-то там лирик, кто-то хардкорщик. Талантливый МС – он талантливый в любом стиле. По тембровке в чем эксклюзивность нашей группы – у нас есть высокий тембр голоса – MC Wave, средний тембр голоса – это Крем, и низкий – это я, Don Schwab. И в этом плане, когда нас слушаешь – уши радуются. Потому что ты послушал низкую тембровку, потом хоп – высокая, потом средняя. И создается такая гармония. А обычно не секрет, что во многих рэп-группах путаю голоса: кто это тут прочитал? У нас нет такого, у нас сразу понятно, кто читал. Потому что тембр разный, стиль разный. MC Wave у нас – его многие ругают в форумах за олдскул. Я скажу, что такой олдскул может в России только он мутить. Он реально фанат на эту тему. И мне похуй как он рифмы раскидывает. Я знаю – он может читать как угодно, но вот любит он олдскул. В некоторых песнях это просто фишка, и никто повторить это не может, и это заебись. Крем у нас претендует на какую-то техничность. Приоритетом для меня является натуральность и эмоциональность. Как падают рифмы, меня волнует в последнюю очередь. Самое главное – передать настроение, быть искренним. То есть нам нахуй никто не нужен. У нас есть девочки в группе, которые поют. Поют так, что все отдыхают. Говорят, что это вообще сэмплы, что это не наш вокал. Есть певцы – мы с шансонщиками работаем щас активно.

Lil’Kitt: Давай перейдем к музыкальной составляющей.
Don Schwab: Надо знать законы, по которым делается музыка. Первое – чтобы была мелодичность. Мне мало 2-3 сэмпла, мне нужна эксклюзивная мелодия. Иногда я ее придумываю сам, иногда делаю ее нехитрым образом. Самое главное – чтобы эти минуса становились эксклюзивом, чтобы их не могли спутать. И очень важно, чтобы мелодия передавала настроение песни.
Lil’Kitt: Как ты считаешь, нужно рэпперу музыкальное образование?
Don Schwab: Конечно нужно. Настоящий аранжировщик должен знать как минимум блюзовую гамму, чтобы делать вещи в стиле фанк, соул. Должен знать что такое джазовая ритмика. Он должен знать по каким законам строится лирика, какая в России больше лирика канает, какая зарубежом. Человек обязан просто иметь музыкальное образование, иначе он просто превращается в робота, в нарезчика сэмплов. Он может рано или поздно просто ошибиться и подставить не тот сэмпл – и будет нарушение гармонии. Человек должен знать: в музыке есть тональность, например си-минор, и она считается самая-самая печальная…
Кошак: Подбери другое прилагательное
Don Schwab: Самая трагична, самая лиричная. Вот ля-минор – она более такая народная. Даже такие вещи люди должны знать. Я закончил музыкальную школу по классу саксофона. Я учился джазу на фортепиано, я играл в духовом оркестре на барабанах, я играл в рок-группе на бас-гитаре, я всю эту кухню знаю прекрасно. Я знаю, как делают настоящую музыку, как должен играть барабанщик, как должна играть бас-гитара, как должны играть клавиши.
Lil’Kitt: Ты считаешь, что значение музыки в рэпе очень большое…
Don Schwab: Самое главное – люди слушают музыку. Вот не надо лечить меня, слова – это хуйня. Слушают же французский рэп – никто в России французского не знает. Все обращают внимание на музыку, на ритм, на структуру музыки, как она сделана.
Lil’Kitt: А что касается текстов?
Don Schwab: По текстам я могу сказать одно. Мы не ставили задачу кому-то запудрить мозги, кого-то ввести в заблуждение. Мы не перебарщивали со сторителлингом, с репрезентом. Текста для нас достаточно вспомогательный инструмент. Все зависит от конкретной песни. В какой-то песне на текст идет большая нагрузка, в какой-то маленькая. В какой-то песне идет нагрузка не на слова, а вообще на построение строчек, не на их смысл.

Lil’Kitt: Теперь давай перейдем непосредственно к альбому. Что он из себя представляет, и почему он так долго готовился?
Don Schwab: Наш альбом разделен на три блока. Первый блок альбома – это песни-боевики. Они просто безусловные хиты. Одна песня может уделать кучу релизов из русского рэпа. Просто песня сделана настолько хорошо, настолько все грамотно: и припев, и музыка, и сведение – над ней реально работали. Не просто так ее записали, а долго думали, долго разрабатывали концепцию. Первый блок – это песни достаточно увеселительного характера: “Кепка”, “Kings of party”, “Челямба”, “Сицилийская история”. Это тусовочные песни, их очень хорошо слушать в машине. Они хорошо сведены, везде будет все слышно. Второй блок – это песни минорного характера, лирические. Они просто есть. Вот, на “За шторой” был снят клип, “Осень” на сборниках была. Потом “Зона отчуждения” с немцами. Третий блок – это любовная лирика. Как бы, по многочисленным заявкам слушателей.
Lil’Kitt: Девушек в особенности.
Don Schwab: Да, от этого никуда не деться. Я уважаю очень наших слушателей, раз они хотят – пожалуйста. Почему мы так долго писали – я считаю, что в русском рэпе люди просто не привыкли работать, они хотят все и сразу, они не понимают, что реально хиты – даже для талантливых людей это очень серьезный труд. По 7 часов пишется один припев. По нескольку раз переписывается речитатив, подправляются текста. До бесконечности это все дело можно сводить. Это все очень долго тестируется на всяких аппаратах музыкальных, тестируется в фокус-группах. Это очень долгий труд. Альбом очень долго вынашивался просто потому, что люди работали. У нас изначально было много материала, который можно вот так вставить и выпустить, но мы выбрали, чтобы альбом состоял из одних хитовых песен, чтобы середнячка там не было.
Реально, если кто-то купит альбом, вот кому не понравится – пусть приходит ко мне, я возвращаю деньги!
Lil’Kitt: Ловлю тебя на слове!
Don Schwab: Нет, я гарантирую, кто купит, кому не понравится – я могу с этим человеком списаться, там по аське, по мейлу, я ему верну деньги и еще и бутылку поставлю. То есть без проблем! Альбом настолько пиздатый, он создан для того, чтобы слушать каждый день. Его можно везде с собой брать, нигде не стыдно его поставить. Он человеку надоесть не может, потому что настолько разнообразный там материал. Еще на диске будут клипы.

Lil’Kitt: Кстати о клипах. Фактически вы их снимаете один за другим…
Don Schwab: У нас каждый новый клип – еще лучше чем предыдущий. У нас в планах снять клипы на все песни.
Lil’Kitt: Прямо-таки на все?
Don Schwab: Почти на все. На некоторые песни просто невозможно снять клип, потому что нужен Голливуд, там спецэффекты, нужны актеры там известные: Том Круз, Мэг Райан…
Кошак: Анджелина Джоли
Don Schwab: Да, просто нереально снять клипы. Я считаю, что реально позор, что в русском рэпе не снимают клипы. В Германии, во Франции, в Штатах на все песни снимают клипы.
Lil’Kitt: Вопрос ротации все-таки…
Don Schwab: Я реально скажу, что вот эти все каналы, которые Муз-ТВ, MTV – очень сложно с ними договориться. У них почти все неформат, где есть речитатив. Новые клипы будут качеством уровня MTV, без проблем. Но ротации вопрос от меня не зависит, я по этому поводу ничего сказать не могу. В скором будкщем наши клипы будут на каналах, будут обязательно. Мы снимем видео на “Любовь без взаимности”, на песню “Имена” будет снят клип – он вообще зарубежом будет снят. Эти клипы – они будут. И похуй где народ их увидит. Мы снимаем, мы любим это дело. Я уверен что у нас в России рэпперы реально снимать не умеют. Я не говорю, что мы умеем, но мы их научимся снимать. Мы с каждым новым клипом обретаем новый опыт. Новые люди подтягиваются, новые режиссеры, новые операторы. Мы скоро будем делать охуенные клипы. Сейчас мы просто пока пробуем. То есть мы не вваливаем сразу деньги, чтоб снять. Мы просто тренируемся на этом деле, учимся себя вести перед камерой, и так далее. Вот по “За шторой” был пиздеж в Интернете – вот там, пидорки. Тех ребят это вообще не касается, это не для них снималось. Не нравится рубашка моя – пусть мне подарят какая им нравится. Если они хотят, я буду в этом, ну не знаю, в костюме…
Кошак: В кимоно
Don Schwab: В кимоно могу сняться там. Это просто похуй, короче. Клипы будем делать до победного конца.

Lil’Kitt: Кто ваша целевая аудитория? Для кого вы делаете музыку?
Don Schwab: Ну, это вопрос щекотливый, потому что щас если я скажу что это делаю для пенсионеров – обидятся школьники, если скажу для школьников – обидятся пенсионеры. Я скажу совершенно откровенно, что Бонано Клика – это продукт массовый. Как бы там это ни было, может, кому-то смешно, но реально аналогом нам сейчас является проект Серега и Фактор-2. Аналог – в плане массовости. Серега и Фактор-2 нравятся всем. Неважно, я согласен, что это недоделанный рэп, это можно к рэпу даже не относить. Но люди считают что это рэп, люди это слушают. Это звучит из машин, играет на дискотеках, на пляжах, в барах – везде, короче. Так и Бонано Клика. Но в отличие от этих проектов мы – изначально рэпперы, и мы знаем что такое настоящая считка, что такое сведение рэпперское, что такое рэпперские минуса. Тут сложная игра – не стать попсой и не спуститься до ортодоксального рэпа. Найти золотую середину. Я считаю, в некоторых песнях у нас это идеально получилось. Но на альбоме есть и чисто рэпперские песни, сделанные для рэпперов.
Lil’Kitt: Какие?
Don Schwab: Ну, альбом составлен так, что любая аудитория найдет свой хит. Грубо говоря, вот альбом попадает в руки прожженному рэпперу, который ну не воспринимает припевы, всю хуйну, ему нужен жесткач. Там есть хорошая песня “Шторы” – не путайте с “За шторой”. Там все заебись: минусовочка, жесткий речитатив, словечки, все качает, такой массовый репрезент. Даже тот же “4й Рейх”, как бы его ни ругали – он все равно отличный репрезент. Дальше – если какая-то девочка, которая слушает там Юру Шатунова, группу Руки Вверх, попал ей в руки этот диск – она всегда протащится по песне “Любовь без взаимности”, “Птица”, “Хрустальные сердца”. Если взял человек который слушает шансон – он протащится по теме “Кепка”, “Челямба”. Аудитория собирается из всех таких слушателей. По идее всем должно понравиться.

Lil’Kitt: Теперь давай о сольных проктах.
Don Schwab: В пизду сольные проекты! Это хуйня полная. Есть группа, в группе три человека. Эти три человека вместе – это просто звезды. Они должны действовать вместе. Сольные проекты… если у меня вот возникнет, я уйду из Бонано Клики, я найду себе ребят, мы будем вместе. Я человек коллективный. Так что не дождетесь вы сольных проектов – будет всегда все круто.
Lil’Kitt: Как ты тогда Бумажных прокомментируешь?
Don Schwab: То есть, Бумажных?
Lil’Kitt: Которые Крем и Нод.
Don Schwab: Не, ну это хуйня, это проект для себя сделан. Не знаю для чего это сделано. Я могу че сказать: я пацанов своих никак не ограничиваю. Это их дела. С кем они там зачитали, как они это назвали. Я просто знаю, что мы с ними делаем проект и делаем. А че они там… Ну я же не буду… без проблем, я же не их папочка, я что… Ну пусть делают. Это все несерьезно.

Lil’Kitt: В чем выражается влияние продюсера на ваше творчество? Сильное ли оно?
Don Schwab: Дело в том, что наш продюсер – человек очень циничный, и раньше он продюсировал такие проекты как Игорек, Hi-Fi, Паша Есенин. Продюсер нас научил смотреть более трезво на жизнь. Он нам показал, что все должно быть очень качественно. Студии, сведение, микрофоны – неважно какой стиль, в любом стиле есть хиты. В плане творчества конечно продюсер никак повлиять не может, но в плане качества он нам глаза конечно открыл на мир. Что такое вообще стандарты качества, как все надо делать. Он нам помогает. И в этом плане я вообще счастлив. Конечно, если мы делаем говно – он естественно говорит, что давайте хиты делать. Он за хитовый материал.

Lil’Kitt: Что из себя представляет сам лейбл?
Don Schwab: Я могу сказать, что этот лейбл эксклюзивный во всей России. Почему? Во-первых, он предоставляет неограниченное студийное время. На студии можно спать, есть, можно там жить. Причем студия такая как в Европе, очень качественная. Лейбл работает с очень многими дистрибьюторскими фирмами. Наш альбом – он будет везде, на любом базаре, в любом магазине, в любом городе, в любом поселке. Лейбл очень наглый, сейчас ведутся судебные дела с некоторыми представителями: был факт что песни…
Lil’Kitt: Да, ваше мнение по поводу выхода ваших треков на пиратских сборниках?
Don Schwab: Для меня было полным шоком когда на рынках везде и в метро играла песня “Кепка”. Выяснилось что пираты как-то из интернета, или неважно как, ее достали. Она выходит наряду там с Димой Биланом и так далее. Сейчас одних ребят таких нашли, уже подан иск в суд. Я думаю, мы суд выиграем.
Возвращаясь к лейблу, единственный может недостаток – лейбл реально с рэпперами работает впервые, он работает в основном с попсой, ну и некоторые конфликты возникают на этом фоне. Свое рэпперское мнение приходится иногда отстаивать. А так в принципе, я считаю – лейбл лучший в России. Самый демократический, самый дружелюбный. Что касается концертов, с концертами у нас отдельная песня. Лейбл поставляет целое шоу. Лейбл привозит звук, свет, компьютер с собой, микрофоны. То есть наше выступление будет отличаться от выступления других в лучшую сторону. Что касается денег, мы пока не жалуемся. Вплоть до транспорта – даже доставка на студию на автомобилях. Выездные шашлыки, дачи, все это, дружелюбная атмосфера. Всем бы на такой лейбл попасть.

Lil’Kitt: Какое твое отношение к другим лейблам?
Don Schwab: Я просто поработал с реальными людьми, я понял, что то, что щас другие лейблы делают… У меня больше всего уважения вызывает Respect Production, у них есть информационная поддержка, интересные проекты, интересные сборники. Мне нравится ихняя амбициозность. Но единственное че, я не знаю всей их подноготной, но я точно знаю, что такого рая как у нас они не предоставят. Остальные лейблы у меня не вызывают никакого даже интереса с ними сотрудничать. Они достаточно себя ведут неадекватно. Например, вот Rap Records я считаю – просто какая-то хуйня, долбоебизм какой-то. Ну кому нахуй эти сборники нужны? Есть информация, как они продаются. Я считаю, это хуйня полная. Про S3T Production даже говорить обломно. Кто там еще у нас… это все несерьезно. Я с уважением конечно отношусь, что люди работают, че-то делают, но я считаю – это разгон очень маленький. Возможности у них тоже ограничены. Они больше Му-Му ебут, чем че-то реальное делают. По качеству звука мы уделываем всех просто в пизду. Дальше мы будем удщелывать и по клипам и так далее. Потому что у нас ребята серьезные.

Lil’Kitt: А что можешь сказать в целом о русском рэпе?
Don Schwab: Я оцениваю русский рэп не с личного вкуса, потому что это глупо. Объективно можно оценивать как: вот цены на концерты у исполнителей. Я знаю, что Каста стоит, Серега, Фактор-2. Эти проекты конечно успешные, но все равно какие-то жалкие, потому что все равно можно делать гораздо круче. Я считаю, нужно делать еще более коммерческий проект, чтобы концерты дороже стоили. 10 тысяч долларов. Когда будут столько стоить рэпперские концерты – тогда это будет пиздато, а так это все детский лепет. Нет таких грандиозных проектов, которые бы сотрясли шоу-бизнес российский. Вот пока реально проект Отпетые Мошенники. Клипы, концерты – похуй, читают они рэп, не читают…
Lil’Kitt: Главное – они делают шоу и у них есть…
Don Schwab: Да, у них есть филки. Они зарабатывают филки. А все эти, блядь, творцы нахуй андеграунда… Короче, русский рэп я мерю проектами успешными.

Lil’Kitt: Об интернет-аудитории: что ты скажешь о форуме Хип-Хоп.Ру?
Don Schwab: Для меня форум ХХ.Ру – это своего рода развлечение. И я не отношусь серьезно к своим там посланиям и тем людям, которые там обитают. Для меня это просто веселое времяпровождение.
Lil’Kitt: Компьютерная игра.
Don Schwab: Да. Мне вообще похую, каких исполнителей обсирать – я это делаю с удовольствием. Я просто вижу, что долбоебы какие-то. Я вот например считаю, что какие-нибудь там Умбриако – ну долбоебы и долбоебы, я про них с удовольствием какую-нибудь хуйню напишу. Это мое личное мнение, мое право. Они так же могут про меня написать. Интернет – это свободное пространство. Что касается реала, в реале я со всеми договорюсь, у меня ума хватит со всеми порешать вопросы, мне похуй вообще. Хоть мне весь Питер ебало набьет – пусть набивают.

Lil’Kitt: Люди не забывают диссы на тебя.
Don Schwab: Я сам не люблю всю баттл-хуйню. Просто мне лично лень заморачиваться, ехать на студию, и сводить эту хуйню. Я люблю когда пишут на меня диссы. Если у кого-то возникнет такое желание, если кто-то хочет этим заняться – я могу даже свести помочь, выслать минуса, даже текст могу написать. Дисс – это реклама, я считаю, это заебись. Пусть пишут – как можно больше и лучше. Я к этому серьезно не отношусь ни в коем случае. На баттл-культуру мне вообще похую. Кто там кого забатлит – да похуй вообще.

Lil’Kitt: Должен ли рэп приносить деньги?
Don Schwab: Я считаю, рэпперы не должны заниматься чем-то другим кроме рэпа. Рэп должен занимать 90% времени, остальное должна занимать там выпивка… Для меня цель рэпа – это деньги. Мне на остальное похую вообще, я хочу с рэпа филки зарабатывать. Если я не буду с рэпа филки зарабатывать – мне будет даже западло этим заниматься. Просто потому что нахуй это надо, короче.

Lil’Kitt: И напоследок: что ты скажешь своим слушателям?
Don Schwab: Хватит быть закомплексованными по поводу того, что вы слушаете русский рэп. Вы слушаете такую же музыку, как джаз, как рок. И нехуй по этому поводу выебываться, делать из этого какой-то культ. Потому что это все уводит в сторону, это лишает нас силы. Покупайте альбомы. Приносите нам прибыль, ходите на концерты. Мы тоже хотим жить. Вот вы не будьте нахлебниками.. Мы тоже хотим пить пиво. Поэтому нехуй качать треки с интернета. Ходите на концерты, платите деньги, покупайте диски и тогда мы вам будем поставлять такие охуительные песни, что вы будете трястись за них, стоять в очереди за дисками. Все, всем пока, всем пиздец!

Lil’Kitt