Буквально за день до того момента как я сел за прослушивание этого альбома, голову посетила следующая мысль. Вот сейчас повсюду раздается много голосов о надоевшем доминировании юга и попытках возвращения Нью–Йорка на трон. Раз за разом очередной представитель Большого Яблока рассматривается как потенциальный реинкарнатор славы восточного берега. И как–то совсем забыт оказывается берег западный, в определенный момент не менее славный своими сынами. Как будто все махнули на него рукой – мол, проще убить, чем прокормить. Bay Area по–прежнему варится в собственном соку и, если и обращает на себя внимание, то вовсе не качественным материалом, исполненным в классических традициях данного региона. И кто бы мог подумать, что альбом хьюстонского рэппера, относящегося к южным ройялистам, может оказаться до такой степени наполнен содержанием, которое можно было бы рассматривать именно под западнобережным углом зрения. Интригующе, не правда ли?
Впрочем, любители «южного гряза» тоже не обделены вниманием. Пусть это не безбашенный отупляющий кранк, рекомендованный исключительно к автомобильному и алкоклубному прослушиванию, но ближе к концу общего треклиста найдется несколько и более «чистых» в этом смысле композиций. Всем остальным хочется посоветовать ознакомиться с данным релизом вне зависимости от их личных пристрастий. Как выясняется впоследствии, прикупить данный дисок могут возжелать даже любители старого доброго рэпчика. Давно уже современный рэп–альбом не вызывал столь бескомпромиссной симпатии. Попадались, конечно, и от новичков и от ветеранов заслуживающие благосклонности произведения, которые можно было в охотку послушать. Однако среди обласканных мейнстримным успехом исполнителей такое происходит крайне редко.
У этого альбома весьма боевитое начало, причем растянувшееся на целых девять разнообразных треков, каждый раз по своему хороших, что уже само по себе позволяет позиционировать “I Need Mine” не как чисто региональное явление. Вот уж от кого я менее всего мог ожидать такого комфортного хип–хопа, даже в тех местах, где заметны южные интонации.
Первый блок, просто праздник для ушей — то вкрадчиво качающий “Fly Boy”, то рвущий окружающий воздух искаженным басом “Starched & Cleaned”. Здесь же находится и “Flippin'" – шикарный хит с Mya, развивающий подход исполнителя к компоновке альбомов, продемонстрированный им на прошлом своем творении, где у него был весьма симпатичный дуэт с Lea. Сейчас вышло еще лучше. Трек даже чем–то напомнил Бигговский “Mo Money Mo Problems” и стал шикарным исключением на фоне всех остальных композиций. Вот так артисты сейчас и набирают свои миллионы – сколько бы номеров не было в треклисте, несколько из них должны быть ориентированы на охват максимально разной аудитории. “Flippin'" оказался чудо как хорош. Кажется, что он один удовлетворит девяносто процентов хип–хоп аудитории, да и не только её. Кроме того, в соответствии с последними веяниями, тут не обошлось без упоминаний так называемых «актуальных» личностей вроде Джима Джонса.
Конечно, всем знакомые имена, не исключая и Jay–Z, звучат не только тут, а всплывают еще в нескольких композициях. Не обязательно в негативном контексте – важен сам факт этакой музыкальной интерактивности. Сам же Флип к рьяным скандалистам никогда не относился. Ну, было раз, когда они там по молодости слегка не поделили одну из южных корон. Самое главное, что сейчас такие треки как “Flippin'" появляются даже не каждый год, и мне почему то кажется, что он может оказаться среди тех вещиц, которые успешно переживают свое время и с удовольствием слушаются и через много лет.
Другим претендентом на звание хита является трек “Bustaclip”, а к десятому треку складывается ощущение, что Вест Кост возвращается. Вот бы Догг Паунд делали такие вещи как “Starched & Cleaned”, “Bustaclip” и «Addicted (Mary Jane)" с почти интимно мурлыкающим припевом. Получается небольшой парадокс. Паунды двигают свой вектор на юг, а хьюстонец выпускает альбом с заметной вест–костовской направленностью. Причем отдельные композиции выполнены едва ли не в лучших западных традициях. Такие альбомы хочется разбирать по винтикам, не ограничиваясь общим описанием.
“White Cup” – тут Флип вспомнил, откуда все–таки родом, и покатили южные биты. Правда, все с тем же гипнотическим, завораживающим эффектом, как было продемонстрировано на некоторых предыдущих композициях. “Find My Way” – еще один неожиданный трек, выполненный в смешанной стилистике струящегося акустического рока с легким привкусом кантри. В голове сразу всплывает картинка анплагд концерта какого–нибудь Бон Джови времен его расцвета. Причем съемка непременно должна была осуществляться в районе большого каньона. Флип серьезно настроен «получить своё» и просто сносит все преграды на пути, удивляя раз за разом и выдавая заразительные композиции. И даже такие эксперименты как “Single Mother” оказываются по плечу великолепному Флипу. Лирический рэп всегда таит в себе подводные камни. Ну, трудно сделать ласковую композицию так, чтобы слушатель не стал морщиться в процессе её прослушивания. А тут, уж извините, даже Тупаком слегка повеяло, а уж ему то подобные вещи удавались как никому.
Едем дальше. “Say It to My Face” – пока редкий тут южный трек с интересным боевитым текстом, который в полной мере характеризуется названием трека. Весьма удачно здесь выступает гость Z–Ro, демонстрируя достаточно высокий технический уровень. “Can't U Tell” – еще один не раздражающий трек южной направленности, в котором гости по устоявшейся для этого альбома традиции проявили себя крайне удачно. “I Just Wanna Tell U” – и опять не южный трек и даже не западный. Тут заметно повеяло музыкальным позитивом с другого берега. И данный образчик решительно пришелся бы ко двору, например, на лейбле GOOD Music.
“Block Money” – еще одна хоть и южная, но весьма неплохо сделанная композиция. В отдельных моментах электронная скрипочка, звучащая нарочито ветхо, заставляет ожидать, что вот сейчас она развернется и плавно переключится с исполнения текущей партии на цитирование вечно хитовой темы из фильма Полицейский из Беверли Хиллз. “Sorry Lil' Mama” – снова неформат с плотным прифанкованным басом и красивой мелодией. К этому моменту неожиданные повороты альбома уже перестают удивлять. В результате мы получили еще один шикарный трек в духе того честного и настоящего хип–хопа, которого так не хватает на современной сцене. Это любовь. По красоте его можно сравнить с лучшими композициями Coolio времен “Gangsta Paradise”. Просто трогает какие–то потаенные струнки души и кружит голову.
«I'm a Balla (Flip My Chips)" – и без такого трека этот альбом конечно не мог обойтись. Тут уже Юг «ин фул эффект», с примитивным по сути, но моментально въедающимся в подкорку хуком. Рекомендуется для любителей зомбирующей своей простотой и приставучестью южной эстрады. “Take You There” – этот трек можно было бы сравнить, если не с классическим “Regulate”, то как минимум с джи–фанковым “U Neva Know” с предыдущего альбома Флипа. Присутствие в нем Nate Dogg радует, как и в старые добрые времена. Сейчас такие вещи не факт, что он сам, или тот же Уоррен Джи, сделает.
“Hall Of Fame Graveyard” – лирическое и трогательное посвящение всем безвременно почившим. Снова хочется сказать – сейчас таких уже не делают. И этот же трек задает настроение для четырех из пяти открывающих второй диск альбома треков. Все они выполнены с неким романтическим музыкальным флером. Можно даже сказать, что они, несмотря на вполне себе хип–хоповые ритмы тяготеют к девичьим балладам. Выпадающий из этого ряда “Real Hip–Hop” снова начинается с раздачи посмертных респектов и вслед за этим в очередной раз удивляет неожиданным поворотом. Его название ни в коем случае не должно вызывать у вас саркастическую или снисходительную улыбку. В данном случае упаковка полностью соответствует содержимому – такая композиция нашла бы свое место хоть на ранних альбомах Dilated Peoples, хоть на одном из проектов DJ Premier.
На этом сюрпризы не заканчиваются. Отметившись треком с исчерпывающим названием “Get It Crunk”, Флип предлагает нам спродюсированный Скоттом Сторчем нехарактерный для нынешнего Сторча “Tell Me” с регги–напевами от Collie Buddz. Ему на смену приходит “3,2,1 Go!” при всестороннем участии Three 6 Mafia. И опять есть место удивлению, может не вашему, но моему уж точно. Очень интеллигентная, рассыпающаяся майамскими хэтами композиция – достаточно южная по звучанию, но без истерии, удивительно приятная и вежливо прокачивающая слушателя. Похоже, Флип наконец–то решил удовлетворить стремления той части аудитории, что является его земляками.
По достижении отметки «последняя четверть» покатили более форматные региональные композиции. “Warrior” – весьма недурственный южный трек, с соблюдением соответствующей названию воинственной атмосферы и не без барабанного шаманства. Я бы попросил дать мне в руки этот бубен, только вряд ли бы удержал его на весу. Судя по выдаваемому им густому звуку, он оказался бы немалых размеров.
Еще один из южных треков, которые наиболее плотно сгруппированы под конец альбома, “Make It Shake”. Он, пожалуй, относится к наиболее невзрачным трекам альбома, которые можно посчитать по пальцам одной руки. Однако мы моментально забываем об этой относительной неудаче, как только сталкиваемся с вышедшим из под клавиатуры Salaam Remi произведением “You'z A Trick”, объединившим в себе южные волны с ритмами танго. Получилось настолько заразительно, что венчающий альбом ремикс на эту композицию слушается с не меньшим энтузиазмом, несмотря на весьма впечатляющий метраж этого альбома.
Кстати, о метраже. Lil Flip, кажется, крайне чутко относится к своим слушателям, которые уже неоднократно голосовали за него миллионами кошельков. Если вы тратите свои кровные на альбом Флипа, вы должны получить максимум. Его прошлый сольник “U Gotta Feel Me” содержал 21 трек и настолько насыщенно слушался, что создавалось впечатление, будто мы получили три альбома в одном. Периодически возникало чувство пресыщенности и желание тормознуть и отложить продолжение до завтра. Сейчас же нам предложено целых 37 треков.
Нельзя сказать, что когда у вас появляется желание прекратить прослушивание, это характеризует альбом с положительной стороны. Хороший материал все–таки должен вливаться в ваши уши без малейшего дискомфорта, чтобы вы не замечали течения времени при его прослушивании. Возможно, этой цели должно было послужить стилистическое разнообразие “U Gotta Feel Me” и альбом, по сути, вышел неплохим, с несколькими весьма удачными композициями. Однако нынешний многострадальный “I Need Mine” все–таки переплюнул его по всем статьям. Несмотря на то, что я никогда не относился к тем, кого хоть в какой–то степени интересует южный рэп, этот титанический альбом оставил сплошь положительные впечатления и даже более того, вызвал желание приобрести его, чтобы он занял на полке свое место и всегда был под рукой.
Сергей КОВАЛЁВ
TrackList:
(звездочкой помечены треки, входившие в первую, протекшую в прошлом году, версию альбома):
Disc 1
1 “Intro”
(продюсер Lil' Flip)
наш выбор 2 “I Get Money” при участии Rick Ross & Jim Jones
(продюсер The Synphony)
3 “Fly Boy”
(продюсер Lil' Flip & Shorty P)
4 «Ghetto Mindstate (Can't Get Away)" при участии Lyfe Jennings *
(продюсер Scott Storch)
наш выбор 5 “Bustaclip”
(продюсер Attractive Productions)
наш выбор 6 “Playa 4 Life” при участии Chamillionaire
(продюсер The Synphony)
наш выбор 7 “Starched & Cleaned” при участии Big Pokey, Lil' Keke *
(продюсер Carnival Beatz)
наш выбор 8 “Flippin'" при участии MГ�a
(продюсер The Synphony)
9 «Addicted (Mary Jane)" *
(продюсер The Synphony)
10 “White Cup” при участии Mike Jones
(продюсер Lil' Flip & Shorty P)
наш выбор 11 “Find My Way” при участии Robin Andre *
(продюсер The Synphony & Russell Rockwell)
12 “Single Mother”
(продюсер The Synphony)
наш выбор 13 “Say It to My Face” при участии Z–Ro
(продюсер Z–Ro)
14 “Can't U Tell” при участии Squad Up, MJG *
(продюсер DJ Squeaky)
15 “I Just Wanna Tell U” *
(продюсер DJ Paul & Juicy J)
16 “Block Money”
(продюсер Attractive Productions)
наш выбор 17 “Sorry Lil' Mama” при участии Z–Ro *
(продюсер The Synphony)
18 «I'm a Balla (Flip My Chips)" *
(продюсер The Synphony & Falling Down)
19 “Take You There” при участии Nate Dogg *
(продюсер The Synphony)
20 “Hall Of Fame Graveyard”
(продюсер The Synphony )
Disc 2
1 “We Go Make It Out Da Hood” при участии Big Shasta
(продюсер Frank Nitty)
2 “Cruise Control”
(продюсер Attractive Productions)
3 “Hustle”
(продюсер Attractive Productions)
наш выбор 4 “Real Hip–Hop”
(продюсер Mel Beatz)
5 “Stay Ballin'" при участии Yukmouth
(продюсер Lil' Flip & Shorty P)
6 “Get It Crunk”
(продюсер Russell Rockwell)
наш выбор 7 “Tell Me” при участии Collie Buddz
(продюсер Scott Storch)
наш выбор 8 “3,2,1 Go!” при участии Three 6 Mafia
(продюсер DJ Paul & Juicy J)
9 “Make It Shake”
(продюсер Lil' Flip & Shorty P)
10 «Pimp Juju (Skit)" *
(продюсер Lil' Flip)
наш выбор 11 “You'z A Trick” *
(продюсер Salaam Remi)
12 “The Souf” при участии C–Note, D–Red *
(продюсер Fyngaz)
13 “Family Tradition”
(продюсер Z–Ro)
14 “What It Do” при участии Mannie Fresh *
(продюсер Mannie Fresh)
наш выбор 15 “Warrior” *
(продюсер Lil' Flip & Shorty P)
16 «Fly Boy (Remix)" при участии Mike Jones
(продюсер Lil' Flip & Shorty P)
17 «You'z A Trick (Remix)" при участии UGK
(продюсер Salaam Remi)